Опыт работы Токаревой Елены Викторовны


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 251г. ЧЕЛЯБИНСКА»











Описание опыта работы
по теме: «Использование простых предметов в развитии способностей детей дошкольного возраста: занимательная прищепка»











Подготовила:
 воспитатель
высшей квалификационной категории
Токарева Елена Викторовна





Челябинск, 2018г.

 «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»
В.А.Сухомлинский
Важной задачей дошкольного образования при реализации Федеральных государственных образовательных стандартов становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации предметно – пространственной развивающей среды, обеспечивающей творческую активность и наиболее полную самореализацию ребенка.
«До пяти лет ребёнок – строитель самого себя из чего бы то ни было», отмечала автор технологии саморазвития М. Монтессори. Она предлагала «утончать» детские способности для развития моторики и сенсорики при помощи повседневных материалов и домашних предметов. Среди них я выбрала бельевые прищепки. Впервые игры с деревянными бельевыми прищепками, которые можно было прикреплять к корзине с тонкими краями, использовала М. Монтессори. Но тогда эти предметы занимали незначительное место в ее педагогической системе. Что изменилось сейчас? В настоящее время промышленность выпускает самые разнообразные прищепки, различающиеся величиной, формой, широкой цветовой гаммой. Игры с прищепками для детей относятся к модульной гимнастике, подразумевающей занятия с предметами, которые сами по себе не разбираются, но из них можно делать другие вещи. С помощью такой гимнастики укрепляется и развивается кисть и два пальца руки, которые в последующем будут активно задействованы в письме.
Как использовать прищепки в педагогической работе?
С помощью обычных прищепок мы можем решить множество педагогических задач:
- развитие мелкой моторики рук;
- формирование математических представлений (восприятия цвета, формы, величины, количественных и пространственных отношений);
- развитие чувства ритма;
- развитие конструктивного, логического и творческого мышления;
 - развитие психических процессов (памяти, воображения, внимания);
 - развитие пассивного и активного словаря;
- формирование положительного настроя на совместную со взрослым игру.
Ребенок живет в игре. Играя, он познает мир, общается с ним, запоминает правила поведения… Важно обеспечить беспрерывную череду увлекательных занятий и игр. Как же быть, если игрушки уже надоели? Прищепки – замечательное средство для развития мелкой моторики ребенка.
Основная цель игр с бельевыми прищепками - развитие мелкой моторики рук у детей. Также эти игры направлены на формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета. Кроме того, игры с прищепками способствуют развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную работу со взрослым.

В своей работе я делаю акцент на развитие мелкой моторики рук у детей.
Целью моей работы стало: развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии в разных видах продуктивной деятельности.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- Совершенствовать предметно-пространственную среду группы для развития мелкой моторики. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.
- Тренировать тонкие движения пальцев и кистей рук детей.
- Формировать координацию движений.
- Создать условия для накопления ребёнком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости.
-Способствовать развитию творческих способностей.
- Развивать память, мыслительную деятельность, автоматизировать звуки, развивать связную речь.
- Стимулировать зрительное и слуховое восприятия.
-Развивать у детей память, внимание, речь, мышление, воображение.

Игры с прищепками мы можем использовать в непосредственной образовательной деятельности, например на занятиях ФЭМП, развитию речи
в совместной деятельности, например на утренней гимнастике, на прогулке;
в самостоятельной деятельности.
В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с разными предметами, которые используем в быту. Эти предметы могут обрести  вторую жизнь. На примере обычной бельевой прищепки можно доказать актуальность использования её в детском саду с детьми дошкольного возраста. Использование бельевой прищепки возможно в пяти образовательных областях.
Итак, в познавательном развитии, используя данный предмет, можно проводить познавательные беседы ("История появления прищепки", "Памятники прищепке". Из какого материала сделаны прищепки"), создавать коллекцию прищепок, проводить опытное экспериментирование ("Тонет не тонет", "Воздействие воды на прищепки из разных материалов"), использовать в  дидактических играх на развитие сенсорики ("Собери бусы", " Лево-право", "Найди пару") и закреплять знания, полученные на познании окружающего мира ("Зимующие и перелётные птицы", "Домашние и дикие животные", " Развесь картинки"). Вся вышеописанная деятельность помогает расширить кругозор,  развить в детях любознательность, наблюдательность, умение рассуждать, выстраивать элементарные причинно-следственные связи и делать простые выводы; чередовать предметы в соответствии с цветом, формой, размером, ориентироваться в пространстве, развивать мыслительные операции и связную речь.
В речевом развитии использование прищепки возможно  также в дидактических играх ("Определи звук", " Раздели на слоги",  "Составь слово из букв (слогов)" и т.д.), в чтении сказок о прищепках с установкой на пересказ, в разучивании коротких стихов о прищепках, отгадывании загадок, придумывании рассказов или сказок о прищепках. Данные виды деятельности направлены на развитие памяти, фантазии и творческого рассказывания, связной речи, фонематического слуха, умения делать звуко - буквенный анализ слов.
В художественно-эстетическом развитии прищепка, как объект использования, даёт большие возможности. Её можно применить в конструировании (коллективные работы под названием "Семейка мухоморов", "Ковбои", "Птицы дивной красоты"ит.д); в рисовании ("Волшебные превращения прищепки"). Продуктивная деятельность с прищепками не только приносит радость детям, но и развивает мелкую моторику, учит пользоваться прищепкой как шаблоном, формирует эстетический вкус и воображение, чувство цвета, формы, размера, закрепляет умения и навыки работы с бумагой, клеем, ножницами, воспитывает упорство в достижении конечного результата.
Что касается социально- коммуникативного развития, то в этой области можно придумать различные сюжетно-ролевые игры, где прищепка будет играть роль предметов- заместителей. Например, в игре "Ателье" прищепка- зажим для тканей,  в игре "Парикмахерская" прищепка - заколка для волос, в игре "Магазин" разные прищепки- разные товары по договорённости и т.д.  При этом у детей развиваются коммуникативные умения, мелкая и крупная моторика, творческое воображение, память, укрепляется дружба в детском коллективе, повышается интерес к самой игре.
 Область физического развития тоже не остаётся без внимания прищепки. В качестве физкультминуток, во время непосредственной образовательной деятельности, можно использовать модульную гимнастику с применением прищепки. Интересная форма деятельности - физкультурный досуг. Придумываются разные эстафеты, главная роль в которых отводится прищепке. При этом развиваются ловкость, быстрота реакции, навыки командной игры, сила воли,  мелкая и крупная моторика, координация движений рук, ног, туловища, устанавливается положительный эмоциональный настрой.
Из всего сказанного отслеживается тенденция  взаимосвязи применения прищепки в пяти образовательных областях. Поэтому  целесообразно использование прищепки в образовательно-воспитательном процессе.

Как можно играть в прищепки с детьми? Разрешите представить вашему вниманию игры, которые я применяю в своей работе. Эти игры  развивают мелкую моторику рук,  речь, память, мышление и воображение детей.
Солнышко
Пожалуй, самой популярной игрой с прищепками можно по праву назвать «Солнышко». В этой игре малыш должен прикрепить солнышку лучики, чтобы солнышко ярко светило. Вариантов у этой игры множество. Это и колючки для ёжика, и веточки для ёлочки, и ушки для зайчика, и крылышки для бабочки, и травка и всё-всё, на что только способна Ваша фантазия. Эта игра учит ребенка открывать прищепку, отлично тренируя ловкость пальчиков и, разумеется, развивая мелкую моторику в целом. 
Щип-щип 
Эта игра подойдёт даже самым маленьким. Возьмите прищепку и пощипайте ребенка за пальчики, за ладошку, за ножки, за животик… Такая игра не только прекрасно развивает тактильную чувствительность, но также, поможет изучить части тела. 
Рыбалка.
Разложите прищепки на полу. Возьмите игрушечную удочку с магнитом на конце. Теперь попытайтесь словить рыбку. Только не хитрите, не берите рыбку другой рукой. Очень полезное занятие для координации движения руки.
Цвета.
Покажите ребенку картинки с изображением различных предметов. Каждый предмет должен быть определённого цвета, повторяющего цвет прищепки. Предложите ребенку прикрепить прищепки к предметам по цвету.
Конструктор 
Конечно же, грех не использовать прищепки в качестве конструктора. Из них можно смастерить самолётик, забавных человечков, бабочку, паука и много ещё всего. Эта игра очень творческая, а потому, прекрасно развивает детское воображение.  
Бусы.
Прищепки можно нанизывать на шнурок. Получатся красивые бусы. Усложняя задание, предложите ребенку чередовать прищепки по цвету.
Геометрические фигуры
Прикрепляем прищепки к углам на геометрических фигурах – изучаем фигуры- круг, квадрат, треугольник, овал и т.д. Считаем, сколько углов у каждой фигуры. Где больше, где меньше углов, где одинаковое количество.

Чтобы заинтересовать мам и пап, я подготовила буклеты по теме и поместила в родительский уголок под рубрикой «Чем можно занять детей дома». Буклеты: «Развитие мелкой моторики с помощью прищепок», «Играем с прищепками», «Волшебные прищепки».
Для родителей эта тема оказалась очень интересной, они изучали представленный материал, получали консультации, принимали активное участие в совместных поделках вместе с детьми.
Таким образом, опыт работы показал, что игры с прищепками вполне могут занять почётное место на полке среди других игрушек.Применяя прищепки в своей работе с детьми 3-4 лет хочу выделить следующие результаты:
- они вызывают у детей большой интерес
- способствуют обогащению их бытового и практического опыта
- способствуют сенсорному развитию
- способствуют активному развитию мелкой моторики.

Комментариев нет:

Отправить комментарий